Друзья, рад вас приветствовать!

Хотите знать, во что играли наши родители в те времена, когда не существовало даже Ultima Online?

Какие старые игры онлайн были популярными 30 лет назад?

Какие они имели особенности? Об этом вы сейчас и узнаете!

Вы даже представить себе не можете, как можно играть в компьютерные игры без систем поиска игр, указателей квестов, маркеров на карте.

А ведь играли же! И это были старые, добрые «дверные игры» эпохи BBS.

Особенность

Давайте постараемся окунуться в далекую атмосферу 80-х годов прошлого столетья.

Когда еще не знали об World of Warcraft, никто не имел понятия о том, как и где создаются игры для ПК, а разработчик игроиндустрии только начинали экспериментировать.

скрин

Этот обзор откроет вам двери в удивительный мир ММО эпохи BBS.

В те времена даже интернет назывался Arpanet и его сеть еще не окутывала весь мир. К сети были подключены преимущественно частные, правительственные организации и университеты.

Для рядового компьютерщика пути в этот мир были заказаны. Основное место онлайн тусовок была электронная доска (BBS), и то, если игрок был счастливым обладателем 8-битного компьютера.

Здесь можно было не только играть, но и скачивать программы, звонить при помощи модема, оставлять для юзеров сообщения.

Все игры имели одну особенность – пошаговое прохождение. Поэтому игровой процесс протекал одинаково для всех.

Выглядело это так – игроку надо было сначала дозвониться на станцию (что сделать было зачастую очень проблематично), ввести логин, после чего выполнить свой ход.

И это не все – требовалось вложиться в лимит, ведь другие игроки также звонили, поэтому спустя какое-то время пользователя автоматически отключала BBS.

Только на второй день можно было узнать, как сделанный ход повлиял на игру, и можно было начинать делать следующий.

Именно поэтому BBS напоминала «двери» между игроками и игрой. Отсюда и пошло название «дверные игры».

Самая популярная игра

Самая известная «дверная игра» Америки называлась Legend of the Red Dragon. Завязка у нее очень простая. В сказочное королевство прилетает красный дракон, сеющий панику и хаос.

Игроку надо достичь двенадцатого уровня (максимального). Конечная цель – победить дракона.

Геймплей онлайн игры отдаленно был уже сходим с современными играми на ПК.  Игроки добывали опыт, экипировку, умения, принимали участие в боях.

Из-за ограничения количества ходов, прокачка игры растягивалась не на один месяц.

К нам такие игры пришли с большим опозданием и распространились благодаря легендарной сети FidoNet.

Середина 90-х годов

В эти времена на смену «фидо» пришел интернет для жителей СНГ. Он начал распространяться моментально. И самой популярной «дверной игрой» стала VGA Planets.

Она также была пошаговой. Но здесь уже игроки строили империю. Командовали звездной флотилией, колонизировали планеты, одерживали победы над другими расами.

В этой заварушке могло принимать участие 11 человек, объединившись в альянсы.

Играть стало намного проще, ведь отпала необходимость в BBS. Игрок скачивал данные с узла, раздавал в оффлайне команды, заливал на сервер ход и дожидался следующего дня.

При этом велись огромные таблицы, где игроки веди отчет кораблей, планет, минералов. Не всем удавалось пройти игру до конца.

И хотя сейчас BBS с Fidonet канули в небытие, в старые игры онлайн тех времен некоторые фанаты играют до сих пор.

Эпоха «мадов»

На пике популярности BBS появились «мады» (от английского — multi user dungeon). Их особенность – текстовая направленность. Здесь все описано словами – от действия персонажа до локаций.

  1. Игрок как будто перечитывает фэнтезийные романы. Мады не были пошаговыми играми, самые популярные из них насчитывали несколько сотен одновременно играющих юнитов. Такую ораву не могли вмещать частные BBS. По этой причине большие мады хостились на серверах коммерческих компаний.
  2. Изначально в них можно было играть бесплатно, оплачивая только телефонный сервис. Затем они стали платными. После популярности интернета содержать мады перестало хотеть большее количество пользователей.
  3. Уникальная фишка мадов заключалась в том, что можно было принимать непосредственное участие в наполнении игры. Для этого надо было связаться с админами, предложив создание своей  геймплейной фичи или новой локации. Если это хорошо вписывалось, то сразу же добавлялось.

У нас такие игры также были популярными, хотя и не достигали такой глубины как в западных проектах. Самым популярным мадом в России был «Былины», созданный по мотивам народных преданий и сказок.

Игровой мир был населен кикиморами, Змеями Горынычами и богатырями. Также игроки с удовольствием играли в «Адамант» и «Арда».

Первые графические онлайн игры

Быстро нарастающая мощь компьютеров привела к созданию графических игр онлайн. Первыми создателями стала компания LucasArts, представшая свой проект Habitat в конце 80-х годов.

Игра более напоминала классические point&click приключения. Здесь игроки впервые познакомились с графическим воплощением персонажей.

Они могли выбрать не только внешность, но поменять облик героя в процессе игры (менять прически, наряжать и так далее).

В отличие от мода в игре преимущественно занимались прокачкой умений. Игроки общались друг с другом, ходили по двухмерному городу, формировали клубы по интересам, занимались торговлей.

Можно было терроризировать граждан или оставаться добрыми соседями. Девиз игры был: «Можно делать все, что пожелаете!».

Игра явно опережала свое время, но ее существование через сервис Quantum Link мешало большой популярности.

Компания LucasArts закрыла свой проект в 1988 году.

Авторами следующей знаковой ММО стала компания Neverwinter Nights, выпустившая творение на РС. И это уже была полноценная ролевая онлайн игра, в которой выбирались классы, расы и были ролевые классические характеристики.

Игра, созданная по мотивам Dungeons & Dragons, имела тестовое описание, окно сражений, нарисованные портреты NPC. Был введен соревновательный элемент, сильные персонажи попадали в ТОП игроков.

Блуждая по игровому миру, игрок видел других игроков, мог помогать им. Такие возможности по тем временам казались нереальными.

Компания воплотила большое количество идей, которые были в дальнейшем перенятыми более современными играми онлайн.

Одна из наиболее ярких таких игр — Ultima Online, о которой слышали даже те, кто не играл в игры на компьютере.

Если вы хотите знать, что было дальше, то читайте следующий обзор.

В нем вы узнаете, каково было играть в 1996 году в Ultima, почему не стала популярной игра Meridian 59, отчего зависел успех Everquest и многом другом.

Также я расскажу вам об отечественной старой онлайн игре «Сфера».

Поэтому, до скорых встреч!